Реализация ФГОС ДО в Тутаевском муниципальном районе
Актуальной задачей педагогических коллективов ДОО с момента утверждения приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт) стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности и приведение ее в соответствие со Стандартом. Для решения этой задачи в ДОО была организована информационно-разъяснительная работа с педагогами, методическое сопровождение их деятельности.
С января 2014 года педагоги дошкольных учреждений района активно включились в изучение, внедрение и реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Департамент образования АТМР утвердил нормативно-правовые документы, обеспечивающие введение ФГОС ДО на своем уровне, включая план – график введения стандарта. С целью координации деятельности введения ФГОС ДО в образовательных учреждениях был расширен состав Координационного совета при Департаменте образования Администрации Тутаевского муниципального района, создана рабочая группа по введению стандарта. Во всех образовательных организациях утверждены планы-графики и созданы рабочие группы.
Вопрос внедрения ФГОС ДО обсуждался на совещании заведующих, заседании Управляющего совета системы образования района, коллегии Департамента образования. Были организованы и проведены выездные мероприятия по введению ФГОС ДО: в образовательных учреждениях утверждены основные образовательные программы, разработанные с учетом ФГОС ДО. Все образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования, привели локальные акты в соответствие с требованиями стандарта (в том числе в части вопросов оценки деятельности педагогических работников, работе с семьями воспитанников, оценке индивидуального развития детей).
В условиях введения и реализации ФГОС дошкольного образования приоритетными направлениями методической службы на муниципальном уровне стали:
ü методическое сопровождение разработки и реализации основных образовательных программ ДОО;
ü создание «базовых» площадок по введению ФГОС ДО;
ü методическая работа с педагогическими кадрами, обеспечивающими введение и реализацию ФГОС ДО;
ü поддержка образовательных организаций, их взаимодействие друг с другом и социальными партнерами;
ü формирование банка педагогической информации, направленной на решение задач введения и реализации ФГОС ДО;
ü анализ деятельности, информирование общественности о новых направлениях в развитии дошкольного образования;
ü распространение (выпуск и тиражирование) инновационного педагогического опыта;
ü экспертная оценка (мониторинг) эффективности ДОО при введении ФГОС ДО;
ü ознакомление педагогических работников с новинками литературы по проблематике ФГОС ДО.
Основное направление в сопровождении ФГОС ДО – это повышение профессиональной компетенции педагогов. На муниципальном уровне были подготовлены разъяснения, рекомендации для учреждений, проведены мероприятия, направленные на формирование компетенций педагогических работников в соответствии с ФГОС ДО. С целью качественного методического сопровождения и подготовки педагогических работников к введению ФГОС ДО семь педагогов нашего района прошли обучение в ГАУ ДПО ЯО «ИРО» и стали тьюторами, силами которых в районе были организованы и проведены КПК «ФГОС ДО: содержание, технологии введения» (67 человек). «Введение ФГОС дошкольного образования» (96 человек), «ФГОС ДО: проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО» (58 педагогов). Педагоги дошкольных образовательных учреждений также обучались на курсах повышения квалификации в ГАУ дпо ЯО «ИРО», а также дистанционно. Всего в районе 427 педагогов. Прошли обучение по ФГОС ДО на апрель 2016 г. – 419 педагогов (98,13%). Восемь педагогов не обучены (пришли вновь на работу). Все руководители дошкольных образовательных учреждений прошли обучение по программе «Менеджмент в образовании».
В районе было организовано предоставление информационной поддержки введения ФГОС ДО через средства массовой информации, сайты Департамента образования и МУ ДПО «ИОЦ». Для руководителей, старших воспитателей, педагогов МДОУ были предложены серии вебинаров, видеоконференций по введению стандарта, проводимых АПК ФИРО, издательством «Просвещение», ГАУ ДПО ЯО «ИРО». Проведение на муниципальном уровне семинаров, круглых столов, мастер-классов, семинаров-практикумов, конференций, различного уровня фестивалей помогает педагогам реализовать свой потенциал. Педагоги принимают активное участие в Ростовской Ярмарке инновационных продуктов, районной конференции по инновациям. Наиболее востребованными формами сегодня стали интерактивные формы работы. С целью апробирования и внедрения в практику использования новых педагогических технологий, направленных на обеспечение реализации программ в соответствии с ФГОС ДО, был организован постоянно действующий семинар для старших воспитателей и руководителей РМО.
В районе работает 13 методических объединений воспитателей и специалистов ДОУ, на заседаниях рассматриваются вопросы ФГОС ДО. Работа методических объединений направлена на применение современных образовательных технологий, презентацию опыта работы, просмотр совместной образовательной деятельности педагогов и детей, сотрудничество с родителями. С введением новых подходов к организации образовательного процесса меняется и роль занятия. В настоящее время над этим активно продолжают работать РМО.
Наиболее востребованной формой для наших педагогов остается такая форма, как мастер-класс. Она дает возможность не только познакомиться с новыми интересными приемами и методами работы, но и позволяет педагогам практически их освоить. С целью методического сопровождения педагогических работников к введению и реализации ФГОС ДО, развития социализации дошкольников в районе проведены следующие мероприятия:
ü семинар «Использование цифрового оборудования в работе с дошкольниками»;
ü деловая игра «Знатоки проектного метода»;
ü калейдоскоп «Музыкальная палитра» (было представлено 13 проектов с участием 26 музыкальных руководителей);
ü фестиваль проектов «Я открываю мир» (представлены детско-взрослые проекты);
ü КВН с участием дошкольников «Воспитание связной речи в условиях логопункта»;
ü КВН «Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР в логопедических группах»;
ü фестиваль детского творчества «Маленькая страна»; «Восходящие звездочки»
ü конкурс чтецов «Душой к природе прикоснись»,
ü конкурс «Лучший огород на окне»;
ü декада интеллектуальных игр «Почемучки»;
ü методическая декада «ИКТ в деятельности педагога»
В районе ведется большая работа в рамках преемственности дошкольного и начального образования. Необходимо отметить, что дошкольники бывают частыми гостями у учителей, отслеживают развитие своих воспитанников, на совместных семинарах обмениваются опытом работы, делятся своими находками.
Тутаевский муниципальный район стал пилотным по введению и реализации ФГОС ДО. В районе 15 дошкольных образовательных учреждений работают в инновационном режиме, являясь федеральными, региональными или муниципальными инновационными площадками.
С целью организации качественной работы по реализации стандарта в районе было решено организовать РИП «Создание модели и механизма управления внедрением ФГОС ДО в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений ТМР». Соисполнителями РИП являются 7 образовательных учреждений (МДОУ № 4 «Буратино», № 8 «Колосок», № 11 «Колокольчик», № 23 «Ромашка», № 25 «Дюймовочка», № 27 «Цветик-семицветик», нач.школа-детский сад № 16 «Солнышко»). Организован постоянно действующий семинар, наработан пакет нормативно-правовой документации, проведена районная родительская конференция «Партнерские отношения между родителями и дошкольными образовательными учреждениями как условие реализации ФГОС ДО», межмуниципальный семинар «Реализация идеи партнерства ДОУ и семьи в условиях ФГОС ДО». Руководитель РИП Горбунова Э.С. и учреждения-соисполнители участвовали во Всероссийской конференции «Введение ФГОС ДО: результаты всероссийского мониторинга, опыт стажировочных площадок» в Москве. Эмма Сергеевна выступила с докладом «Сетевое взаимодействие как одно из условий эффективного внедрения ФГОС ДО».
Определены «базовые» площадки ресурсного центра ГАУ ДПО ЯО «ИРО» по введению ФГОС ДО (МДОУ № 23 «Ромашка», № 6 «Ягодка», № 12 «Полянка», № 14 «Сказка», № 26 «Аленушка»). Дошкольные образовательные учреждения стали работать в тесном контакте с кафедрой дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО «ИРО» по реализации плана ресурсного центра. Педагоги Тутаевского МР принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых кафедрой дошкольного образования ГАУ ДПО ЯО «ИРО». Проводят семинары, мастер-классы, просмотры открытых мероприятий не только для педагогов района, но и для педагогов других муниципальных районов. Нашими гостями были педагоги Некрасовского и Гаврилов-Ямского районов, Углича, Ростова, Ярославля. В апреле 2016 года прошел второй региональный семинар по введению и реализации ФГОС ДО в Тутаевском МР.
Два детских сада (МДОУ № 1 «Ленинец» и МДОУ № 23 «Ромашка») входят в состав федеральной инновационной площадки и реализуют проект «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС».
В этом году два детских сада района – МДОУ № 5 «Радуга» и МДОУ № 6 «Ягодка» – являются муниципальными инновационными площадками:
МДОУ № 5 «Радуга» - «Развитие кадрового потенциала в образовательной организации».
МДОУ № 6 «Ягодка» – «Инновационное образовательное пространство ДОУ».
Серьезная работа проводится по дооснащению развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
На сегодняшний день в МДОУ района имеются нерешенные проблемы. Например, это в сельских детских садах – нехватка помещений для обеспечения двигательной активности детей, неподготовленность педагогических работников к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Эту работу поможет решить организация филиала Центра «Стимул» на левом берегу.
В соответствии с планом работы МУ ДПО «Информационно-образовательный центр» были организованы выездные мероприятия в Москву и Ярославль для руководителей и педагогов ДОУ по внедрению и реализации ФГОС ДО.
Хочется отметить, что обозначенные подходы в методическом сопровождении введения и реализации ФГОС дошкольного образования являются, конечно, нашими достижениями и одновременно точками роста.
Т.Н. Пинчук, методист МУ ДПО «ИОЦ»